Для обеспечения максимального уровня безопасности передвижения на автомобиле, существуют нормы углов установки колес. К ним относятся развал, схождение и кастер. Параметры регулируются в зависимости от индивидуальных особенностей модели, назначения и условий эксплуатации. Угол развала колес – величина отклонения проекции вращения от вертикали. Регулировка позволяет нормализовать управляемость, снизить износ шин.
Какой бывает угол развала?
В зависимости от положения колеса относительно вертикали, развал бывает трех типов:
- Отрицательный. Плоскость вращения наклонена «внутрь» авто;
- Положительный. Верхняя часть смотрит «наружу»;
- Нулевой. Колеса параллельно вертикали.
Отрицательный показатель придает лучшую управляемость при прохождении поворотов. Обеспечивается это более широким пятном соприкосновения за счет действия центробежной силы на колесо. Поэтому этот тип регулировки применяется для городских поездок с обилием маневрирования. Также большой отрицательный угол используется на спортивных болидах.
Положительный развал придает лучшую устойчивость при прямолинейном движении. Применяется на грузовых автомобилях. Под действием силы тяжести колеса выравниваются и обеспечивают максимальное пятно соприкосновения и минимальный износ резины. На легковых данный тип не применяется.
Последствия отклонений от рекомендованных параметров
Еще на стадии проектирования для каждой модели определяются оптимальные показатели углов установки передних колес. Инженеры отталкиваются от назначения и условий эксплуатации. Цель – обеспечить безопасность, снизить расход топлива и износ покрышек. Однако, узлы и агрегаты авто подвержены внешнему воздействию от неровностей дорожного полотна и стиля вождения. Неисправности в подвеске или рулевом управлении приводят смещению углов.
Отклонения от нормы приводят к износу покрышек, напрямую зависящему от расположения колеса:
- Завышенный показатель положительного развала приводит к сильному износу внешней части шины;
- Излишне отрицательный стирает внутреннюю сторону;
При разнице углов на колесах, автомобиль будет уводить в сторону наибольшего значения. Прямолинейное движение будет требовать дополнительного подруливания, прохождение поворотов затруднится. Машина начнет «рыскать» по дороге. Эксплуатация такого авто не только некомфортна, но и опасна. Требуется немедленная регулировка развала на специальном стенде.
Почему параметр отклоняется от нормы?
Машина состоит из множества узлов и агрегатов, которые напрямую влияют на работу друг друга. Управляемая колесная пара напрямую связана с рулевым управлением и элементами подвески. Поэтому причинами для «ухода» правильного развала являются:
- Выход из строя сайлентблоков. Именно они принимают на себя основной удар от взаимодействия с дорожным покрытием;
- Нарушение в работе стойки-стабилизатора. Достаточно попасть в хорошую выбоину, чтобы стойка «потекла». Это приводит к изменению размера хода при амортизации;
- Замена элементов. Новые детали могут быть абсолютно идентичны, однако вмешательство в подвеску или рулевое управление требует повторной регулировки развала;
- «Переобувание» машины на покрышки другой размерности.
Важно знать, что выставление углов развала производится только на автомобиле с полностью исправной подвеской и рулевым управлением.