Развал-схождение: что это и зачем его нужно делать

Корректная настройка подвески автомобили играет важную роль в безопасности движения. Угол установки колес обеспечивает устойчивость машины на дороге, предотвращает стирание резины. Технические параметры задаются заводом для каждой модели. Они получены в ходе многочисленных исследований и тестов. Поэтому важно при эксплуатации соблюдать рекомендуемые нормы. Ниже разберем, что такое сход-развал колес, какие углы установки колес предусмотрены, зачем и когда нужно проводить их регулировку.

Развал-схождение автомобиля
Развал-схождение автомобиля

Зачем следить за правильными углами установки колес?

Даже при идеальных условиях эксплуатации, происходит износ элементов подвески и шин. Правильная настройка параметра сход-развал позволяет снижать последствия взаимодействия покрышек с поверхностью дороги. Учитывая сезонные изменения и качество покрытия дорожного полотна, неправильная регулировка приводит к нестабильному поведению автомобиля при прямом движении, поворотах, а также к стиранию шин.

Градусы колес
Градусы колес

Выставление положения называется сход-развал. Процедура позволяет задать правильные углы относительно осей машины. Так как значения разные для каждой марки, производится регулировка при помощи специального оборудования. Задача мастера – выставить углы близкие по значению к заводским параметрам.

Какие углы бывают?

Геометрия колесной базы предусматривает несколько углов, при помощи которых задаются оптимальные условия для езды. Среди них:

  • Развал;
  • Схождение;
  • Кастер.

Развал это отношение расположения плоскости колеса к вертикальной оси. Существует три вида: отрицательный, положительный и нулевой. Если верхнее окончание колеса направлено внутрь, то это считается отрицательным развалом. Улучшает маневренность автомобиля в поворотах. Внутренняя часть покрышек изнашивается больше. Меньшее пятно соприкосновения способствует ухудшению управляемости при прямолинейном движении. Развал с положительным значением наоборот обеспечивает уверенное перемещение по прямой линии, но плохо влияет на маневрирование в поворотах. Сегодня заводскими настройками автомобилей, предназначенных преимущественно для городского передвижения, является отрицательный развал.

Виды развала колес
Виды развала колес

Схождение колес – угол по отношению плоскости колеса к продольной оси автомобиля. Если края шин «смотрят» друг на друга, то это положительный сход, наоборот – отрицательный. Данный параметр также влияет на поведение автомобиля, как и развал. Положительный показатель схождения предназначен для прямолинейного движения, отрицательный – для лучшего контроля в поворотах. Рекомендуемые параметры зависят от назначения автомобиля. При большом отрицательном показателе схода, при движении по прямой линии потребуется постоянное подруливание. Излишне положительное значение схождения сделает некомфортным прохождение затяжных поворотов.

Кастер является величиной отклонения ступицы вперед или назад относительно балки. Далеко не на каждом авто данный параметр можно регулировать. Положительная величина характеризуется наклоном стойки в сторону салона, а отрицательная – в противоположную. Большинство заводов использует положительный кастер, так как он снижает риск отклонения от траектории при отсутствии контроля руля.

Изменение значений сход-развала

Изменение рекомендуемых параметров сход-развала не сулит ничего хорошего для автолюбителя – износ покрышек, плохая управляемость. Сход-развал должен быть в норме. Главное помнить, что величина углов меняется. Причин здесь много, некоторые из них:

  • Замена элементов подвески;
  • Высыхание резины сайлентблоков;
  • Изменение давления в шинах;
  • Замена на баллоны другого размера;
  • Небольшой люфт в рычагах;
  • Деформация диска.

Рекомендуется проверять сход-развал при сезонной замене покрышек, то есть раз в полгода. Современные технологии обеспечили новое оборудование, такое как 3D сход-развал, которое значительно упростило процедуру. Нет необходимости загонять автомобиль на стенд, достаточно надеть на колеса датчики и прокатить. Регулировка схождения производится на месте.

Автомобиль проходит сход-развал
Автомобиль проходит сход-развал

На большинстве автомобилей регулировка сход-развала осуществляется за счет резьбового соединения рычагов и ступицы колеса. Наибольший урон поверхности шин наносит неправильное схождение. Развал регулируется только на независимой многорычажной подвеске. Постоянство значений сход-развала напрямую зависит от качества запчастей и работоспособности подвески. Параметр схождения нарушается чаще всего из-за сайлентблоков. Из-за плохого качества дорожного покрытия, присутствия реагентов, резина рассыхается, появляется люфт.

Для выставления значений сход-развала рекомендуется выбирать проверенного мастера. Наличие высокотехнологичного оборудования не всегда говорит о квалификации. Знаток своего дела может обойтись подручными средствами для настройки схождения. Рекомендуется проводить плановый ремонт на одном и том же СТО. Перед выставлением значений, следует делать диагностику подвески и заменять вышедшие из строя части. Делать сход-развал на разболтанных рычагах не имеет смысла.

Ссылка на основную публикацию